War Witness Archive

Дополнительная программа мероприятий совместно с ECLAB

Содержание дополнительный программы:

11 сентября в 18.00

Показ и обсуждение фильма «Первый взвод» (реж. В. Корш-Саблин, к/ст «Советская Беларусь», 1932 г.). Копия фильма предоставлена Музеем истории белорусского кино.

Действие историко-революционного фильма «Первый взвод» начинается в 1914 г. со сцен «патриотической манифестации» и погрома еврейского магазина. 1 мировая здесь показана как «чужая война»: белорусские крестьяне, мещане, рабочие получают повестки, женщины провожают их на войну в слезах и отчаянии, навстречу полкам идут обозы с беженцами. Показ окопных будней достаточно жесток и реалистичен, за что фильм обвинялся некоторыми критиками в «пацифизме» и «ремаркизме». При этом «Первый взвод» отображает политические процессы 1930-х, и в нем выдержана партийная установка на обличение меньшевизма и «буржуазного национализма»: единственный в фильме белорусский интеллигент показан как обаятельный, но двойственный и опасный персонаж.

После показа фильма состоится дискуссия, и мы обсудим, как фильмический реализм сочетается здесь с идеологией, каким образом концепт «чужой войны» сменяется концептом «своей войны», насколько проявлена в этом фильме национальная специфика и проблематика и как кино и фотография о I мировой войне дополняют и/или вытесняют друг друга.

Комментарии к фильму и ведение дискуссии — Ольга Романова (культуролог, ECLAB)

12 сентября в 18.00

открытая лекция «О чем говорят фотографии?»

Во время открытой лекции вместе с Алексеем Шинкаренко (куратор, преподаватель Минской школы фотографии) мы рассмотрим несколько методик прочтения фотографических изображений. На примере представленных в экспозиции фотографий, посмотрим, как контекст влияет на восприятие изображения и как в проекте «Архив свидетеля войны» происходит восстановление контекста фотографий из архивов столетней давности.
Критический взгляд на фотографию позволит нам не только проникнуть в слои ее значений, но и задать себе вопрос «Верю ли я тому, что запечатлено на фотографии?».

13 сентября в 16.00

дискуссия на тему: «Фотография как свидетель чужой боли»

Вопросы для обсуждения:

1. Когда-то С. Зонтаг выделила две функции фотографии — представлять собой документ и вместе с тем создавать произведение искусства. Актуально ли это разделение в контексте работы с архивами?

Согласны ли Вы с мыслью Зонтаг, что «приукрашивание есть одна из типических операций, какую камера проделывает с реальностью, и в этом всегда присутствует стремление устраниться от моральной ответственности за то, что будет изображено, как бы заретушировать собственную позицию”.

Если да, что с этим можно делать?

2. Для чего производится визуализация насилия? Есть ли границы (правила) у такой визуализации? Кто и как их устанавливает? Какую роль играет в вопросе визуализации войны и насилия историческая перспектива, или чему нас может научить история?

3. Как соотносятся документальная фотография и этические и моральные представления, существующие в обществе? Как фотография меняет / может менять представления о границах насилия? Как общественность влияет / может влиять на то, как работают с темой насилия фотографы? Может ли/должен ли у «носителя коллективной памяти» (фотография) быть покупатель, владелец, распорядитель?

Участники: Алексей Шинкаренко (куратор проекта, фотограф, ECLAB), Ольга Рыбчинская (со-куратор проекта «Архив свидетеля войны», арт-критик), Оля Романова (культуролог, ECLAB), Алексей Браточкин (историк, ECLAB), Ольга Шпарага (философ, ECLAB, модератор дискуссии)

Мероприятия проводятся в Музее современного изобразительного искусства, пр-т Независимости, 47